Российский дореволюционный кинематограф. Страницы истории
02.09.2018
Иностранные киноспециалисты, приезжавшие в Россию, тщательно засекречивали технику киносъемки, но для русских фотографов не представило никакого труда овладеть ею. Правда, примерно до 1900 года они не имели возможности приобрести приличные киносъемочные аппараты, но и это не могло помешать им заниматься «живой фотографией». Те из них, которые не могли раздобыть камеру Люмьера, приобретали «хронофотограф» Демени, выпущенный в продажу Гомоном, или какие-нибудь иные аппараты, рассчитанные порой на пленку с нестандар-тной перфорацией.
Зарождение российского кинематографа
Один из подобных аппаратов приобрел в середине 1896 года известный русский актер и замечательный фотолюбитель В.А. Сашин-Федоров. Этот аппарат «Витаграф» производства французской фирмы Клемон и Жильмар был рассчитан одновременно на съемку, проекцию и даже печать позитивных копий. Первые съемки Сашина, сделанные им летом 1896 года, не стали еще достоянием широких кругов зрителей, но уже привлекли к себе внимание его товарищей по театру и любителей фотографии. Увлечение Сашина кинематографом явилось даже поводом для стихотворного фельетона, опубликованного в «Театральных известиях» от 30 августа 1896 года.
Дореволюционная Россия в натуральных цветах (1905-1916)
Я изумлен, я ошарашен...
Какой нежданный инцидент...
Кто б думать мог, что комик Сашин
Люмьеру будет конкурент?
Сообщение об опытах Сашина проникло и на страницы общей печати. В газете «Новости дня» от 1 сентября 1896 года сообщалось о том, что Сашин намеревается показать на экране съемки из жизни театра Корша, в котором он служил. «Публика, - указывала газетная заметка, - увидит своих любимцев на репетиции, в уборных, на сцене перед поднятием занавеса, увидит и сама себя - в антракте, в буфете, при разъездах и т.п.».
Мы не можем утверждать, что Сашину удалось осуществить свое намерение показать кинематограф в театре Корша в зимнем сезоне 1896/97 года, так как об этом имеется только косвенное указание в печати. Сообщая о предстоящем театральном сезоне 1897/98 года, газета «Московские ведомости» писала, что «артист театра Корша Сашин заготовил для предстоящего сезона много новых картин для своего «Витаграфа», который будет демонстрироваться по примеру прошлого года в каждый день по окончании спектаклей». Вен. Вишневский, который разыскал все газетные сведения об опытах Сашина, не считал это сообщение достаточно достовер-ным, чтобы на него положиться. В самом деле, никаких непосредственных сведений о демонстра-ции киносъемок Сашина в театре Корша в сезоне 1896/97 года ни в одной из рецензий не найдено. Зато имеются вполне достоверные сведения о том, что съемки Сашина были продемонстрированы летом 1897 года в подмосковной местности Пушкино после показа спектакля, и о том, что в день открытия сезона 1897/98 года - 1 сентября в театре Корша после спектакля «Ревизор» демонстрировались фильмы, заснятые Сашиным.
Печать сообщала о первых сюжетах, заснятых Сашиным. В их числе были хроникальные съемки: «Вольная Богородская пожарная команда в Москве», «Конно-железная дорога в Москве», «Игра в мяч». В одном из сюжетов перед зрителями представал сам Сашин в костюме садовника, поливающий в саду цветы. Тематика этих фильмов, как видно из перечисления, была явно навеяна первой программой Люмьера, а последний из названных нами сюжетов - «Политый поливальщик» пользовался очень большим успехом у зрителей и потому много раз копировался в разных странах.
В 1898 году сведения о Сашине-кинематографисте исчезли со страниц газет. Талантливому русскому фотографу, имевшему ряд наград на международных фотовыставках, так и не удалось стать конкурентом Люмьеру, несмотря на предсказание фельетониста «Театральных известий».
И это объясняется, конечно, чисто экономическими причинами - фильмы, снятые им, можно было показать в качестве аттракциона театральной публике всего лишь несколько раз, а больше демон-стрировать их было некому. Театровладельцы покупали фильмы непосредственно у фабрикантов, и связываться с каждым из них в отдельности Сашин, человек занятый, известный актер, разуме-ется, не мог. Съемка фильмов не оправдывала ни затраченного Сашиным труда, ни стоимости пленки и химикалиев на ее обработку.
Впоследствии Сашин вернулся к кинематографической деятельности, но уже не как оператор, а как режиссер и актер. В 1911 году он попытался организовать производство фильмов и сам снимался в нескольких фильмах, но также не добился успеха.
В отличие от Сашина остальные русские пионеры кинематографии были не любителями, а профессионалами-фотографами. Они подходили к работе в кинематографе гораздо более практич-но, чем Сашин. Но почти никому из них, несмотря на хорошее профессиональное качество их съемок, не удалось специализироваться в новой области.
Первым, кто из русских профессионалов-фотографов попытался заняться кинематографом, был владелец большой фотографии в Харькове А.К. Федецкий, известный как участник ряда международных фотовыставок. Летом 1896 года А. Федецкий во время поездки за границу приобрел киноаппарат Демени и приступил к съемкам.
Федецкий пытался поставить дело на коммерческий лад. В газетном объявлении, напечатан-ном 19 сентября 1896 года в «Харьковских губернских ведомостях», он рекомендовал «новоизо-бретенные кинетографические съемки» посредством приобретенного им «самой лучшей системы кинетографа, делающего 120 съемок в течение одной секунды».
Однако Федецкий, решив заняться кинематографом, рассчитывал не только на очень сомни-тельную возможность сбыта кинематографических съемок внутри страны. Купив хронофотограф Демени, выпускавшийся фирмой Гомона, он, бесспорно, надеялся стать кинокорреспондентом этой фирмы, ибо Гомон - ловкий и беззастенчивый делец, конкурировавший с Пате, не только рассылал своих операторов по всему свету, но также скупал кинохронику во всем мире.
Один из первых фильмов Федецкого был снят 30 сентября 1896 года и изображал торжествен-ную церемонию переноса чудотворной иконы из Куряжского монастыря в Харькове. Другим документальным фильмом Федецкого, о котором сохранились печатные известия, оказался фильм «Джигитовка казаков первого Оренбургского казачьего полка». Третий фильм повторял на рус-ском материале один из сюжетов первой программы Люмьера, - это был «Вид Харьковского вокзала в момент отхода поезда с находящимся на платформе начальством». Вен. Вишневский, которому мы обязаны обнаружением большинства сведений о первых съемках в России, сообщает, что Федецкий, кроме того, снимал в 1897 году народные гулянья в Харькове.
Хотя фильмы Федецкого не без успеха демонстрировались в Харькове, этому пионеру рус-ского кино пришлось прекратить производство съемок. Не найдя возможности для сбыта своих фильмов в России и не обеспеченный заказами Гомона, он вынужден был вернуться исключи-тельно к занятиям фотографией.
Так же как и съемки Сашина, фильмы Федецкого до нас не дошли. Впрочем, не исключена возможность, что эти последние в конце концов обнаружатся во Французской синематеке, обладающей большим количеством не разобранных ранних хроникальных картин Гомона.
Сашину-Федорову и Федецкому пришлось отказаться от производства киносъемок потому, что они не имели возможности сделать свои съемки достоянием русских кинозрителей и вообще их сбывать.