Премьера спектакля «Метод» в Гомельском городском молодежном театре вызвала ажиотаж. Три спектакля подряд при полном аншлаге.
И это в театре, который в последние годы был почти выброшен на задворки театрального процесса. Но пришла в театр новый директор - Елена Маставенка.
Гомельский молодежный театр подчеркнуто приглашает не на бульварную комедию, которой ежедневно угощает публику большинство периферийных театров, а призывает посмотреть серьезную, эстетически выразительную постановку сложной пьесы современного каталонского драматурга палками Гальсэрана «Метод Гранхольма». Причем театр акцентирует, что этот европейский театральный хит он ставит первым в Беларуси, а постановщиком выступает молодой режиссер Виталий Кравченко. Театр шел на риск - и победил.
Произведение Гальсэрана - это пьеса-эксперимент, сюжет которой организован по законам детектива. Четыре персонажи участвуют в собеседовании для получения высокой должности в богатой фирме. Победителем может быть только один, но пока что надо угадать, кто же из них не кандидат на должность, а психолог из отдела кадров, который проводит эксперимент, нужно в разных тестах аргументировать и доказывать свои преимущества над другими. И, что бы ни случилось, остаться в комнате до победного конца, так как, согласно правилам, если оставишь комнату, то выйдешь и из игры.
Тема для нашего времени острая, так как люди вынуждены бороться за свое место под солнцем, причем на любых уровнях: для одних - это топ-должность в мировой фирме, для других - это профессорское кресло, для кого-то - работа в супермаркете, а кто-то борется и за место нищего возле церкви. Белорусы в этом сегодня уже не исключение. Но обязательно ли для этого переступать порог нравственности, терять человеческий облик, превращаться в чудовище, потешаться над другим сегодня, чтобы завтра издевались над тобой? И вообще - возможно ли мир без манипуляций сознанием личности?
В поиске ответов на эти вопросы режиссер Виталий Кравченко препарирует природу человека, которого загоняют в угол, в котором он вынужден выживать любой ценой, когда освобождаются из него скрыты на самой глубине души инстинкты, животные начала.
Возможно, артисты Сергей Артеменко (Фернандо Порто), Валерия Лагута (Мерседес Дэгас), Владимир Титов (Энрике Фонт), Ярослав Кублицкий (Карлос Буэно), которые ведут свои непростые психологические партии, и не добрались до самой глубины души. Впрочем, душа же бездонная ... Но верно то, что вместе с постановщиком они шокировали зрителей правдой, заставили напряженно следить за сюжетом вплоть до финала и наконец задуматься над вопросом: почему же мы все такие, есть ли предел человеческой падения?
Режиссер Виталий Кравченко решает спектакль в жанре психологического триллера. Тем жанре, который довольно редкое явление в театре, но приобрел большую популярность в кинематографе. В триллере все должно быть подчинено единой цели - вызвать у зрителя эмоциональное напряжение, тревогу, вплоть до нервного возбуждения. При этом эмоции должны развиваться интенсивно, нарастать вслед за действием, которое стремится к разгадке тайны, к катастрофе, что произойдет только в самом финале.
Эта задача прочитывается уже на уровне сценографическая образа спектакля. Режиссер и художница Кристина Баранова (кстати, еще студентка Белорусского академии искусств, мастерская профессора Бориса Герлована) переносят действие в замкнутую, ослепительно белую (вплоть до стерильности операционного комнаты в больнице) пространство сцены (пол, потолок, боковые кулисы соединены в одно целое). Контрастные черные офисный стол и четыре офисные кресла на колесах будут все время в движении, действия вместе с героями. Герои преимущественно одетые также в черно-белые современные костюмы с яркими элементами красного: элегантный комбинезон героини, красные носки, галстук, подтяжки у мужчин. А на потолке - большое, в белой пластиковой раме окно, за которым мы видим кусочек голубого неба, по которому медленно плывут облака. На столе - ваза с апельсинами. Строгая цветовая гамма: стильно, элегантно, мотивировано содержанием и идеей спектакля.
Такой красивый офис - это на самом деле ад, чистилище, тюрьма, операционную? Что бы это ни было, но простого выхода отсюда нет, и здесь не будет покаяния. В спектакле нет положительного героя, поэтому нет и быть не может и покаяния. Как, впрочем, и итогового приговора. Фернандо Порто, который, как ближе к финалу выяснится, и есть центральным героем, просто останется на сцене в одиночестве и жалким, но не больше ...
Спектакль развивается стремительно. Эпизоды с выполнением очередного задания-теста для персонажей происходят почти в реальном времени - каждое примерно по десять минут. От сцены к сцене экзекуция над персонажами приобретает все более и более издевательские, уродливые формы. Их заставляют признаваться в очень интимных тайнах, их превращают в клоунов, их загоняют под стол, на них выливают ведра помоев, правда, слава Богу, только словами, хотя вероятность и прямого такого действия витала в воздухе, а зрители уже были к этому готовы. Экзамен на право занять должность превращается в экзамен человеческого падения - в своеобразный естественный отбор, согласно современным правилам и нравов. Ситуация доводится до абсурда, когда последний тест не будет иметь вообще никакого задания, а жесткая игра будет продолжаться.
Зрители вовлечены в действие, они не могут передохнуть, их, как в прекрасном детективе, держат без разгадки вплоть до последней сцены. Если же устаешь от шквала отрицательных эмоций, глаза невольно отводишь от артистов, и они выхватывают окно в потолке - окно в небо, в космос, в высшей истины, в справедливость, в Божественное. И больно возникает мысль: сколько же той жизни отпущено человеку, чтобы морально убивать себя и других? Откуда и зачем столько злости у человека? Так же, как выжатый апельсин выбрасывается в мусорную корзину, так и с тебя, если ты примешь свирепые правила игры, падпарадкуешся ним, а после и сам их будешь навязывать другим, выжать все соки, выпьют всю кровь и выбросить на помойку. Сегодня - тебя, завтра - ты. Цепь, не разорвать ...
Апельсин и стал центральной метафорой спектакля, которая не теряется от начала зрелище (и даже раньше, так как тот апельсин в сжатой до посинения руке стал образом на афише и программке) и к нему финала.
Метафорический, образный спектакль существует как очень сложный механизм, как умная машина. Артистам необходимо постоянно координировать текст с физическим действием, пластикой, звуковым оформлением. К тому же многозначительные мизансцены имеют строгую геометрию, и чтобы они прочитывались и эстетически привлекательно смотрелись, от актеров требуется действовать синхронно, фиксировать позы, обыгрывать элементы декораций, контактировать и с партнерами, и с реквизитом (апельсинами, мусорницей, мышью, бутылками из-под воды). И им многое удается, они приятно впечатляют своим старанием быть точными в реализации режиссерской задумки. Однако отсутствие опыта работы в подобной стилистике и в такой драматургии пока что ощущается. Иногда исполнители на мгновение опережают музыкальный акцент, или отстают от него, не всегда синхронно двигаются, вдруг запутываются в многословным тексте. Очевидно, что им не хватает и опыта работы в ансамбле. Так, артист Владимир Титов, наверное, от отчаяния, что не получается выполнить замысел режиссера, сбивается на привычный способ существования, свойственный традиционным для этой сцены бытовым комедиям с характерными ролями. Понимаю, как им сложно существовать в спектакле, где в условной, сконструированной ситуации надо проявлять психологизм и при этом оставаться в жестоком мизансцэничным рисунке.
Тем не менее, артисты смогли создать напряженную атмосферу, держать интригу, донести основную мысль, вызвать силу эмоций у зрителя. Теперь у них задача - обжить роли, почувствовать себя комфортно в непривычных, сложных мизансценам, но не оставляя постановочное решение режиссера. Это тот случай, когда речь от себя, любой шаг в сторону может разрушить все, что так непросто далось.
И к выводам. Первая и главная - на новом этапе Гомельский молодежный театр заявил, что хочет и будет отвечать на вызовы времени, всерьез говорить о человеке. С точки зрения же профессии труппа сделала решительный, мощный шаг вперед, к своему возрождению. В спектакле «Метод» артисты и весь постановочный коллектив продемонстрировали то, чему можно и нужно поучиться многим их коллегам в более известных театрах.
Второй вывод важная вообще для белорусского театрального процесса. Гомельчане доказали ошибочность политики тех театров, которые ради кассы делают ставку на примитивный комедийный репертуар. И следующие заявленные на этот месяц два показа «Метода» имеют перспективу быть аншлаговых, в продаже остались считанные билеты.
Третья - современный театр требует соответственно современного маркетинга. Повторюсь, интерес публики к спектаклю «Метод» во многом была обеспечена его отличной рекламой, которая соответствовала достоинства постановки.
Четвертая - в стране, где остро ощущается дефицит режиссуры и новых художественных идей, появился интересный молодой режиссер Виталий Кравченко, который в своем третьем спектакле на профессиональной сцене манифестуе понятное видение современного театра и свое право им заниматься. «Метод» - это уже ставшая режиссерская работа.
Пятая вывод, касается собственно меня, - гомельский спектакль «Метод» стал одним из ярчайших моих театральных впечатлений последних лет. Если не сравнивать его с выдающимися эпическими полотнами Николая Пинигина «Две души» или «Пан Тадеуш», то «Метод» - среди лидеров отечественной сцены.
Вячеслав Ракицкий, фото Евгения Чернявского
Похожие
Обзор Nokia Lumia 930: лучшее устройство для Windows Phone, которое можно купить прямо сейчасТест камеры Nokia Lumia 930 Эндрю Хойл / CNET Тест камеры Nokia Lumia 930 Эндрю Хойл / CNET На Рынке Боро модель 930 снова продемонстрировала свое умение снимать высокодетализированные изображения с насыщенными естественными цветами. Тест камеры Nokia Lumia 930 Эндрю Хойл / CNET Тест камеры Nokia Lumia 930 Эндрю Мы тестировали Kiano SlimNote 14.1
Уже в этот понедельник (10/04/2017) магазины Biedronka получат компьютер Kini SlimNote 14.1 стоимостью 599 злотых. Мы решили проверить, стоит ли ноутбук от Biedronka разумной цены. Вы не можете найти такие дешевые компьютеры на рынке. Среди прочего, потому что я крайне боялся не только его производительности, но и внешнего вида и качества изготовления. Однако оказалось, что Kiano SlimNote 14.1 меня очень удивил. внешний вид Фитнес для дам
BODY FIT 20 MINUT - современная студия персональных тренировок. В классе мы используем метод EMS, то есть электрическую стимуляцию мышц, которая позволяет быстро и безболезненно сбросить лишние килограммы. Один из тренингов, которые мы предлагаем, это фитнес для женщин . Приглашаем вас в нашу студию в Познани. Фитнес ... в нашем доме каждого гостя, к которому мы относимся. Потому что это лучшее вишневое дерево, правда! У моих...
... в нашем доме каждого гостя, к которому мы относимся. Потому что это лучшее вишневое дерево, правда! У моих родителей был большой вишневый сад, в котором работала вся семья. Нам было достаточно вишни, поэтому неудивительно, что вишня была первой настойкой, которую я приготовил. В те дни я сначала покрывал фрукты сахаром, а когда через несколько недель они растворились и превратились в сироп, я налил их в другую банку, и плод был залит духом. И снова вишня мацерировалась в течение нескольких Косметика ручной работы - спорная тема. С одной стороны, они мне нравятся, потому что я контролирую с...
Косметика ручной работы - спорная тема. С одной стороны, они мне нравятся, потому что я контролирую состав, условия «производства» и способ упаковки. С другой - хорошо - я не всегда найду рецепт, который меня устраивает. Стоит ли рисковать, зная, что вы не всегда сможете выиграть джекпот? Более года назад я впервые услышал, что есть люди, которые делают кремы дома. Я читаю их блоги и восхищаюсь тем, что они смелые и обладают сверхчеловеческими навыками. Крем для лица, сделанный дома, Значение «Радио Гага» от Queen
«Радио Гага» - один из самых больших хитов британской рок-группы Queen. В тексте «Radio Gaga» певец выражает свое недовольство тем, как телевидение захватывает радио с точки зрения популярности. Ему не нравится, как все больше и больше людей отказываются от радио и в целом зависят от телевидения для музыки и развлечений. Рассказчик не хочет, чтобы радио умерло, потому что ему это нравится. Отсюда и слово «гага». Если вы гагаете о чем-то, вы без ума от этого. Итак, здесь рассказчик говорит Какой волейбольный мяч?
Волейбольный мяч - самый важный элемент игры, и его выбор не так прост. Многие люди не обращают на это особого внимания, покупая мяч, не подходящий по типу игры и месту. В статье ниже мы постараемся помочь вам выбрать мяч и описать его конструкцию. Основное подразделение волейбольных мячей Волейбольные мячи можно разделить на два основных типа: крытый (закрытый), то есть мяч для игры внутри здания, открытый игровой мяч (открытый). Этот вид мячей Но обязательно ли для этого переступать порог нравственности, терять человеческий облик, превращаться в чудовище, потешаться над другим сегодня, чтобы завтра издевались над тобой?
И вообще - возможно ли мир без манипуляций сознанием личности?
И больно возникает мысль: сколько же той жизни отпущено человеку, чтобы морально убивать себя и других?
Откуда и зачем столько злости у человека?
Стоит ли рисковать, зная, что вы не всегда сможете выиграть джекпот?